В газете "Моя газета. Татарстан" опубликована статья - интервью "Чтобы освоиться в виртуальном пространстве"

27 Сентября 2019
В газете "Моя газета. Татарстан" № 35 (969) от 27 сентября 2019 г. была опубликована статья - интервью "Чтобы освоиться в виртуальном пространстве", посвященная реализуемому в стенах Местной общественной организации инвалидов г. Казани "Вера" социально значимому проекту "Информационные технологии - на службе людям". Статья печаталась в стиле интервью, которое проводил корреспондент газеты Владимир Гаранин с преподавателем по информационным технологиям Родионом Калашниковым.

С января этого года Местная общественная организация инвалидов Казани «Вера» реализует проект «Информационные технологии – на службе людям», поддержанный Министерством экономики РТ. Казалось бы, сейчас уже немало организаций, которые обучают разные категории граждан компьютерной грамотности. Чем интересен и примечателен этот проект? Об этом мы беседуем с преподавателем по информационным технологиям, сотрудником общества «Вера» Родионом Калашниковым.

 – Скажу так: научно-технический прогресс, развитие информационных коммуникационных технологий приводят к оцифровыванию жизни людей, перемещению ее на совершенно иные качественные электронные уровни. Однако не все имеют возможность самостоятельно овладеть новыми веяниями информационных технологий, и в первую очередь это относится к маломобильным людям с инвалидностью и пожилым гражданам. Поэтому наша организация решила помочь именно этой целевой аудитории, тем более, что уроки для них мы проводим совершенно бесплатно.

– У людей большой интерес к занятиям?

– В рамках реализации проекта мы наметили обучить от 80 до 100 человек пользоваться жизненно важными порталами и сайтами Интернета и таким образом помочь, поддержать и облегчить им жизнь в современном информационном обществе. На сегодня уже проведены 60 занятий, организованы две экскурсии в Сбербанк, обучены 43 человека, из которых 30 – люди с ограниченными возможностями здоровья.
На обучение приходят пожилые, молодые, в том числе инвалиды, чтобы узнать, как пользоваться Интернетом, зарегистрироваться на Портале государственных услуг и управлять услугами дистанционно, создать электронную почту, изучить полностью компьютер, планшет, смартфон, освежить в памяти когда-то полученные знания по компьютерной грамотности. Некоторые просят помочь очистить их ноутбук от многочисленных ненужных файлов, одни из которых следует удалить, а другие перенести в другие папки. Кто-то забывает свои пароли, поэтому не может пользоваться Порталом госуслуг. То же касается и пожилых граждан, у которых уже имеется электронная почта (и даже не одна!), но доступа к ней у них нет, поскольку все данные о ней потерялись: и логин, и пароль. Приходилось создавать новую электронную почту, напоминать о том, что все данные об электронном ящике (логин, пароль) требуют бережного отношения и должны храниться в специальном блокноте, недоступном для других лиц месте, а не на клочке бумаги, который потом можно нечаянно выбросить. 
Некоторым пожилым гражданам их дети подарили смартфоны, не объяснив их применения. И теперь они просят рассказать, как обращаться с гаджетом, как создать новый контакт, чтобы сохранить номер телефона близкого человека или старого знакомого, как пользоваться программой-мессенджером WhatsApp, отправлять по ней сообщения, делать аудио- и видеозвонки, оставлять в памяти смартфона понравившиеся сообщения. А ведь все же хочется узнать, как это работает, успеть за научно-техническим прогрессом! Все с трудом понимается и принимается! Ведь в их годы общались без этих сложных средств связи. Теперь коммуникации усложняются... Даже создается для этого новая виртуальная реальность! Поэтому в силу своих познаний и умений приходилось растолковывать, объяснять принципы действия этих сложных для пожилых устройств. Многие говорили, что здесь, на занятиях, все ясно и понятно, а домой придешь – и после повседневных семейных хлопот все забывается. Поэтому советовал, что на уроках необходимо вести записи, а также выполнять домашние задания. Некоторым просто требовался учебник для изучения компьютера и Интернета. Я рекомендовал им автора, пишущего на эту тему, – Ивана Жукова. Он пишет для всех возрастов и социальных групп.
В этом году дважды посещали отделение Сбербанка. У кого не было пластиковой карты Сбербанка, ее оформили и на смартфоны им установили программу Сбербанк Онлайн, выдав каждому логин и пароль, и подробно проинструктировали, как пользоваться этой программой, чтобы дистанционно управлять своими финансами, оплачивать за жилье, газ, Интернет, телевидение, телефон, переводить денежные средства с карты на карту. Трудом, глубоким внутренним посылом закрепиться и овладеть виртуальным пространством многие люди добивались успеха в обучении. 

– В Интернете огромные пласты полезной информации. Какие сегменты вы из них вычленили, чтобы в первую очередь они остались в памяти обучающихся?

– «Информационные технологии – на службе людям» продолжают традиции другого нашего проекта «Творим здоровый дух!», который реализовывался ранее. Тогда мы в основном изучали компьютер, его внутреннюю структуру, дерево папок и файлов, расположение символов, знаков, букв и цифр на клавиатуре, его редакторы – MS Word, MS Excel, MS Power Point, а завершались занятия изучением всемирной сети Интернет. Теперь акцент сместился только на обучение пользованию Интернетом и его наиболее значимыми ресурсами, которые точно пригодятся в жизни каждого пользователя. Как я уже сказал, обучаем пользованию программой Сбербанк Онлайн, Порталом государственных услуг России и Татарстана, разными сайтами по поиску работы. Однако это не значит, что кто-то не сможет изучить в полной мере и другие ресурсы, а также «отшлифовать» знания практического пользования компьютером. По желанию обучающихся мы дополняем нынешний курс по информационным технологиям некоторыми пунктами и темами прежних занятий или включаем в него что-то новое. 

– Как вы будете определять – насколько обучающиеся освоили материал? 

– Мониторинг достигаемых результатов проекта, контроль реализации его мероприятий проводится при помощи фото-, видеофиксации. А главными критериями определения владения учащимися информационными технологиями являются тестовые задания: такие, как демонстрация преподавателю информации, найденной обучающимися в Интернете и сохраненной в виде файла в папку компьютера, предоставление документа о совершенной в Интернете операции – это может быть чек по операции Сбербанк Онлайн, квитанция об оплате коммунальных услуг на Портале государственных услуг РТ и другие – с описанием того, как он это сделал, а также созданное, распечатанное и показанное преподавателю резюме. Также по итогам проекта пройдет конкурс «Лучший интернетовец», на котором определятся его победители. Но до этого еще, как говорится, надо дожить. Пока мы перешагнули экватор реализации нашего проекта, и до декабря проводим интенсивные занятия.

– К вам может обратиться любой человек с инвалидностью и пенсионер, который хочет повысить свой уровень знаний информационных технологий?

– Совершенно верно. Занятия проводятся каждый вторник, среду и четверг с 10 до 12 часов на бесплатной основе в помещении нашей организации, расположенной по адресу: Казань, улица Карла Маркса, дом 54 «Б». Записаться можно по телефонам в Казани 238 43 45, 238 81 06 или мобильному 8 909 306 24 55. 
Присоединяйтесь, пожалуйста!