Культурно-развлекательное

Путешествие в Кырлай

29 Июля 2020

29 июля 2020 г. члены общества инвалидов г. Казани «Вера» посещали Музейный комплекс Габдуллы Тукая в деревнях Кошлауч и Новый Кырлай.

Этому предшествовала наша договорённость с директором Музейного комплекса и транспортной компанией, любезно предоставившей нам микроавтобус. Автобус пришёл вовремя, как и большинство веровцев. Подождать пришлось только двоих: умудрённую мать со взрослым сыном, которые опоздали на целых полчаса и оправдывались, что очень долго добирались на трамвае до вокзала. Наконец, все оказались на своих местах, произвели перекличку, пристегнули ремни – и автобус тронулся в путь!

Дорога была достаточно продолжительной, протяжённостью в полтора часа езды до села Кошлауч, а от него до Нового Кырлая - около получаса. Директор Музейного комплекса советовал нам вначале доехать до окраин Арска, потом возле бензозаправки повернуть налево и ехать по дороге в сторону Большой Атни; справа останется село Субаш – Аты. После села Урнашбаш надо повернуть налево. Так и доберётесь до Кошлауча. После Кошлауча снова надо ехать в сторону Большой Атни, а потом возле населённого пункта Большой Менгер повернуть направо. Так и доберётесь до Нового Кырлая. И водитель усердно крутил баранку в надежде поскорее доехать до мест нашего назначения.

В селе Кошлауч нас встретила специалист Дома-музея семьи Тукаевых, которая провела экскурсию по экспонатам музея. Большое впечатление произвели экспозиции одежды татарского муллы и его жены, предметов народного быта, обстановки татарской избы второй половины XIX века. В Кошлауче также родился писатель Анас Галиев. Далее мы направились в деревню Новый Кырлай в Литературно-мемориальный музейный комплекс Габдуллы Тукая. Литературно-мемориальный музейный комплекс Габдуллы Тукая был огорожен чёрным решётчатым металлическим забором. Мы отворили калитку и вошли. По дороге к зданию музея нас сопровождали скульптуры героев из произведений поэта Габдуллы Тукая, завершавшиеся памятником самому поэту. Мы сфотографировались на фоне здания комплекса и вошли вовнутрь, где нас уже встретила экскурсовод. Из экспонатов музейного комплекса запомнились портрет маленького Апуша, предметы народного быта, одежда второй половины XIX века — начала XX века, часть печатного станка, многочисленные фотографии, описывавшие обстановку, явления и события, развивавшиеся вокруг личности поэта. На втором этаже можно было увидеть произведения изобразительного искусства, посвящённые жизни и творчеству Тукая. А позади музейного комплекса открывались живописные виды с протекавшей рекой Ия.

Известный татарский поэт Габдулла Тукай родился в деревне Кошлауч 26 апреля 1886 года, в семье муллы Мухаметгарифа. Мать Габдуллы звали Бибимамдуда. Когда малышу было всего четыре или пять месяцев, его отец умер, а через четыре года стал сиротой, лишившись и матери. Ребёнка передавали от родственников к родственникам, к знакомым и незнакомым людям, лишь бы от него избавиться. Однако в семье крестьянина Сагди, жившей в деревне Кырлай недалеко от Кошлауча, Габдуллу встретили приветливо, хорошо кормили, заботились, любили. Тукай начал учиться в медресе. Учился хорошо и даже помогал другим ученикам. Много читал, приобщался к сокровищницам устного народного творчества. Знакомство с волшебным миром народных песен и сказок развивало воображение, фантазию будущего поэта, пробуждало любовь к живому народному языку.

Наконец, отыскавшаяся сестра Г. Тукая по отцу Бибигазиза Забирова в 1895 г. забрала Габдуллу в Уральск. Там, в семье купца Галиаскара Усманова, мужа Бибигазизы, проходила дальнейшая жизнь будущего поэта. Тукай учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. В шестнадцать лет Габдулла перевел на татарский язык басни Ивана Андреевича Крылова. Увлекался поэзией Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения Алексея Васильевича Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованного в 1905 году под названием «Сон мужика».

После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы: «Фике́р» (Мысль), «Уралец», «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Укла́р» (Стрелы). Тукай принимал в них активное участие, работал наборщиком в типографии своего друга, сына имама Камиля Тухватуллина, выступал с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией, участвовал в прошедших волной по городу демонстрациях.

В 1907 году Тукай закончил медресе Тухватуллиных «Мутыгия» и отправился в Казань. В Казани Тукай начал сотрудничать с газетой «Эль-ислах» (Реформа) и с журналами «Яшен» (Молния) и «Ялт-юлт» (Зарница), завёл знакомство среди литературной молодежи, передовой интеллигенции. Большевик Xусаин Ямашев, татарские демократические писатели Гафур Кулахметов, Фатых Амирхан, Галиаскар Камал стали самыми близкими его друзьями. Здесь, в Казани, молодой поэт продолжил выступать в газетах с эссе и фельетонами на актуальные темы о важности образования, о национальной идее, отношениях с другими народами, о войнах, казнокрадстве чиновников и борьбе простых людей за свои права. Габдулла Тукай выступал за реформу образования, говорил, что во всех медресе нужно давать светское образование, и оно должно быть доступно и мальчикам, и девочкам. В 1907 году вышел в свет первый сборник поэта «Стихотворения Габдуллы Тукая». Среди опубликованных произведений были стихотворение «Пара лошадей» о возвращении из Уральска в Казань, ода образованию «О перо!» и «Шурале» о злом лесном духе Шурале, которого проучил парень дровосек. В Казани Тукай увлекся устным народным творчеством. Ему удалось собрать и опубликовать четыре тома фольклорных произведений и народных эпосов. За три года жизни в Казани он издал больше 10 томов собственных стихов и 13 сборников произведений для детей: сказок, рассказов и стихотворений. До него в Татарстане детскую литературу не издавали так массово, изредка появлялись стихи отдельно для девочек, отдельно для мальчиков.

Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 гг. Габдулла Тукай совершил путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приехал в Астрахань по пути знакомился с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остался в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. Весной 1912 года Тукай решился на более значительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Петербург. В Уфе он встречался с Мажитом Гафури. Эта встреча оставила глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепила их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречался с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером. В самом Петербурге поэт пробыл порядка двух недель. Его, жителя российской глубинки, впечатлила городская архитектура, транспорт, мощеные мостовые, но главное — образованные жители. «Петербург — место просвещения. И улицы, где расположены учебные заведения, так же красивы и ухожены. В любой час дня, вечером, ночью в разных местах самые разные лекции, занятия…» — писал Габдулла Тукай. После Петербурга Тукай отправился в Троицк, затем — в казахскую степь пить кумыс, надеясь этим поправить своё здоровье. В Казань возвратился в начале августа 1912 года. В столице Тукай работал в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжал писать.

По воспоминаниям современников, Габдулла Тукай сторонился девушек, стесняясь собственной внешности. Худой и невысокий, с бельмом на глазу, вынуждавшим носить темные очки, он не верил, что может кому-то нравиться. Поэт не слыл модником. Деньги в его кармане появлялись, ведь публикации приносили гонорары, но Тукай раздавал в долг без возврата, устраивал дружеские вечера, помогал знакомым.

Девушки то и дело оказывали Габдулле знаки внимания, поджидая у редакции, а поэт избегал любых встреч. Зайтуна Мавлюдова, купеческая дочь, также мечтала о знакомстве с Тукаем. Она обратилась за помощью к родственникам. Фатих Амирхан представил девушку поэту, когда тот играл с коллегами в карты в издательстве. Первая встреча была краткосрочной: Тукай не проявил интереса, и Зайтуна ретировалась. Всего молодые люди виделись 5 раз.

Вторая встреча состоялась случайно: Тукай заметил девушку из окна трамвая и приветствовал ее. В третий раз инициативу проявила Зайтуна. Их общение продлилось чуть дольше. Тукай был несмел, постоянно собирался уйти, а влюбленная Зайтуна удерживала его под любым предлогом. Четвертое свидание дало Тукаю возможность чувствовать себя свободнее.

Они вместе провели время после литературного вечера, прогуливаясь по улице. В пятый раз молодые люди встретились в редакции. Зайтуна уезжала из Казани в Чистополь и зашла попрощаться. Габдулла обещал прийти на пристань проститься и не пришел.

Спустя 5 лет, когда Тукай был на смертном одре, Зайтуна приехала навестить его в больницу. Она дожидалась разрешения войти в палату, но Габдулла запретил это. Позднее девушка вышла замуж за церковного служителя, её сын и внучка стали поэтами. Перед смертью женщина просила похоронить её как можно ближе к могиле Тукая. На его надгробном камне высечены строки из стихотворения, посвященного возлюбленной.

Личная жизнь Габдуллы Тукая не сложилась. У него не было жены и детей. Вплоть до самой смерти в его сердце теплились чувства к Зайтуне.

Однако болезнь поэта обострялась с каждым днём, и весной 1913 года друзья положили Тукая в Клячкинскую больницу г. Казани. И в больнице, несмотря на тяжелый недуг, Тукай много работал: публиковал стихи в журналах «Аң», «Мэктэп», направлял статьи, фельетоны в газету «Кояш», журнал «Ялт-йолт», регулярно читал татарские газеты и журналы, издававшиеся не только в Казани, но и в других городах, следил за периодикой на русском языке, подготавливал к печати большой сборник своих избранных произведений (сборник этот вышел в свет уже после смерти поэта, в 1914 году). 28 марта Тукай написал свои последние стихи («Слова Толстого», «На досуге», «Школа»).

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Смерть молодого поэта, погибшего в расцвете своего таланта, потрясла всех. «Тукаев умер… Эта весть мгновенно разнеслась по свету…— писал С. Рамиев.— Это горе. Смерть поэта, которому нет равных, сокрушающим ударом обрушилась на плечи народа. Тяжело перенести это». 4 (17) апреля 1913 года почти все татарские газеты посвятили Тукаю специальные номера, целую неделю продолжалась публикация телеграмм соболезнования из самых разных уголков России. Как писал спустя десять лет филолог Д. Валиди, за десять лет существования газеты «Вакыт» («Время») «ни один вопрос, ни одно событие не вызывало столько писем и статей, сколько вызвала смерть Тукая». Похороны Тукая превратились в стихийную демонстрацию, в которой участвовало почти десять тысяч человек. В эти дни было сложено немало песен, байтов, стихов, запечатлевших замечательный образ великого поэта. Во всем этом выразилась безграничная любовь народа к своему верному сыну. Еще при жизни он признал его своим поэтом. Говоря словами историка и литературоведа Гали Рахима, «народ сам нашел и выбрал своего певца… Он навсегда останется нашим первым «народным поэтом».

Продолжение традиций Тукая, его художественного наследия — в произведениях поэта, которые ежегодно издаются большими тиражами и с любовью воспринимаются народом. После 1917 года произведения Тукая издавались на татарском и русском языках более 150 раз, переведены почти на все языки народов Советского Союза. Общий тираж книг составил более двух миллионов экземпляров. Его стихи звучат на английском, немецком, французском, турецком, арабском, венгерском языках.

С 1907 года по настоящее время о жизни и деятельности Тукая издано около 50 книг, более 600 статей и воспоминаний, написаны романы и рассказы, пьесы и сотни стихотворений. Только в последние годы увидели свет книга И. Нуруллина «Габдулла Тукай» (на русском и татарском языках), стихотворная трагедия И. Юзеева «Тукай», драматическая повесть Р. Ишмуратова «Саз мой нежный и печальный...»

Образ поэта стал источником творческого вдохновения и для представителей других видов искусства. На произведения Тукая написано более ста музыкальных сочинений: балеты «Шурале» Фарида Яруллина, «Кисекбаш» Рашида Губайдуллина, «Водяная» Энвера Бакирова. симфония «Кырлай» Назиба Жиганова.

В Республике Татарстан в целях популяризации творчества Тукая, увековечения его имени осуществлено много других мероприятий. Это и ежегодное присуждение Государственной премии Татарстана имени Габдуллы Тукая за наиболее значительные произведения литературы и искусства, проведение праздников поэзии ежегодно в день рождения Тукая, сооружение мемориального комплекса в Кырлае, скульптурных памятников в Казани, это и присвоение его имени Татарской государственной филармонии, кинотеатрам, селам и улицам Казани и других городов республики и одному из районов Татарстана.

Интересные факты о жизни и творчестве Габдуллы Тукая:

1. За всю жизнь Габдулла Тукай сменил восемь приемных семей.

2. Тукай был самым высокооплачиваемым поэтом в Казани. Ему платили по 50 копеек за строчку: за эти деньги можно было снять меблированную комнату на сутки. Гонорары поэт тратил на книги и обучение, у него часто занимали деньги знакомые. Перед смертью Тукай завещал оставшиеся средства учебным заведениям на стипендии для одаренных детей.

3. Поэт мало заботился о своем внешнем виде: не носил галстуков, популярных в то время воротничков, мог купить костюм на два размера больше. Молодых людей, которые одевались по моде, Тукай называл «манекенами» и быть похожими на них не желал. Однажды поэт заявился в редакцию в широкой рубашке с женским поясом и, несмотря на замечания, проходил так все лето.

4. Тукай был убежденным холостяком и намеренно не завел семью, несмотря на многократные попытки друзей женить молодого поэта.

5. На памятниках Габдуллу Тукая изображают в тюбетейке, но в жизни он ходил с непокрытой головой, как русские поэты, а одно время даже надевал свободную рубашку на манер Льва Толстого. Шапочку, в которой Тукай запечатлен на одной из немногих сохранившихся фотографий, ему дал хозяин фотосалона, где сделали этот снимок.

Экскурсия на родину известного татарского поэта получилась очень плодотворной и насыщенной. Мы поблагодарили сотрудников Музейного комплекса Габдуллы Тукая за организованную экскурсию, передали им благодарственное письмо, адресованное директору Музейного комплекса Габдуллы Тукая, сели на автобус и уехали в Казань.

Материал подготовлен в том числе и с помощью Интернет-источников:

https://www.culture.ru/persons/9630/gabdulla-tukai

https://oeru.ru/gabdulla-tukay/

https://24smi.org/celebrity/79512-gabdulla-tukai.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тукай,_Габдулла

http://gabdullatukay.ru/rus/bio/gabdulla-tukaj-1886-1913


Ближайшие мероприятия
23 Апреля 2024
Походы выходного дня
23 Апреля 2024
Мы песней славим мудрость и молодость души
23 Апреля 2024
Подготовка к участию в конкурсе по предоставлению грантов Республики Татарстан некоммерческим организациям
23 Апреля 2024
Встреча команды проекта с начальником ООО" Транспортная компания "Авторитет "
23 Апреля 2024
Зимний молодёжный агитационный поход «Марш Памяти-2024»
Все новости