Культурно-развлекательное

На выставке "Николай Рерих. Из собрания Государственного Русского музея"

4 Февраля 2022

4 февраля 2022 года веровцы посещали выставку картин русского живописца и археолога, писателя и философа, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Картины были предоставлены Государственным Русским музеем (г. Санкт-Петербург).

Экскурсовод Элеонора Юрьевна говорила, что Галерея современного искусства была выбрана для выставки по причине её больших, просторных залов, где можно было разместить картины на двух этажах по разным временам их написания, в соответствии с определёнными периодами творчества Николая Рериха. На первом этаже преимущественно располагались картины до отъезда Николая Рериха в Индию, а на втором — после отъезда.

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге, в семье нотариуса. Его предками по отцовской линии (отец художника Константин Фёдорович Рерих) были представители древнего шведского рода, жившие на прибалтийских землях при Екатерине II. Мать художника Мария Васильевна Рерих (в девичестве Калашникова) происходила из псковского купеческого рода.

Друзьями семьи Рерихов были химик Дмитрий Иванович Менделеев, востоковед Константин Фёдорович Голстунский, историк Николай Иванович Костомаров, художник и скульптор Михаил Осипович Микешин, археолог Лев Константинович Ивановский. Они безусловно повлияли на выбор жизненного пути юного Николая Рериха: изобразительное искусство, история, археология, но прежде, по наставлению отца, он должен был получить юридическое образование.

Другим учителем Николая Рериха был русский художник Архип Иванович Куинджи, в студии которого он вместе со многими другими учениками (А.А. Рылов, К.Ф. Богаевский, Ф.Э. Рущиц, В.Е. Пурвит, Н.П. Химона, В.И. Зарубин, М.И. Педашенко, А.А. Чумаков, Г.О. Калмыков, М.П. Латри, П.Н. Вагнер, А.И. Кандауров, В.А. Бондаренко, А.А. Борисов) занимался искусством. Прежде А.И. Куинджи создавал атмосферу свободы, предоставив своим ученикам возможность творить, выразиться полностью, присматривался к характеру каждого, а потом, уже исходя из художественной натуры молодого художника, давал советы, что и как делать дальше.

И Николай Рерих продолжал творить... Обращался к теме Руси изначальной, древней, сказкам и мифам Древней Руси, её героям богатырям: картины «Зловещие», 1901 г.; «Дозор», 1905 г.; «Иноземные гости», 1901 г.; «Микула Селянинович», 1910г.; «Вольга Святославович», 1910 г.

Было время, когда делал эскизы театральных декораций и костюмов (эскиз декорации «Поцелуй земле» для постановки балета И.Ф. Стравинского «Весна священная» в Париже во время «Русского сезона» в 1913 году; работы для театральных постановок «Снегурочка», «Пер Гюнт» и др.), оформлял интерьеры и фасады зданий.

Николай Рерих также занимался архиологией, участвовал в раскопках древностей, путешествовал по историческим местам, в том числе и городам, России, изучал корни русской культуры.

После революции 1917 года переехал за границу в Швецию, потом вместе с семьёй (женой и двумя сыновьями) в Лондон, а оттуда, по предложению организовать выставку его работ, — в Америку. В начале декабря 1923 года Николай Рерих добрался до Индии. Там он определил будущий маршрут Центрально-Азиатской экспедиции, целью которой было историческое и топографическое изучение Центральной Азии.

Во время Великой Отечественной войны Николай Константинович Рерих сопереживал советскому народу и желал его полной и безоговорочной победы над фашизмом. Одна из его работ на эту тему - «Поход Игоря», 1942 г. На картине запечатлён момент похода князя Игоря против половцев. Солнечное затмение — не к добру. Об этом повествует произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Николай Рерих писал: «Лежит передо мною «Слово о полку Игореве». Само «Слово» как бы горестное, но оно лишь напоминает, как из беды встанет народ и неустанно начнёт строение. Великому народу русскому ничто не страшно. Всё победит — и лёд, и жару, и глад, и грозу. И будет строить на диво». «Каждое всенародное испытание вливало новые, неисчерпаемые силы в русские сердца. После бури ещё приветливей светило солнце. Горя много, но «горе преходяще, а радость нетленна». Не найдётся более безумца, который бы дерзнул ополчиться на Русскую Землю, на союзную семью народов, дружно слившихся на священной, единой целине. Рождаются новые силы. Крепнет сотрудничество».

На другом этаже галереи были размещены работы Николая Рериха, написанные в Индии. К ним относились главным образом переливавшиеся различными цветами виды неба и горные пейзажи Тибета и Гималаев: «Тибет. Горящая вершина», 1933 г.; «Ступа. Ладак», 1937 г.; «Сокровища снегов (Канченджанга)», 1940 г.; «Слава Гималаев», 1943 г.; «Гималаи. Нанда-Дэви», 1944 г. и другие.

Экскурсовод Элеонора Юрьевна нам рассказывала о необычайном свете, исходившем от работ мастера, о том, что художник использовал специальный состав красок, благодаря которому картины сохраняли свою первозданность и со временем не портились и о том, что Николай Рерих придерживался в своём творчестве стиля модерн и символизма.

После войны Николай Рерих неоднократно просил советское правительство о разрешении ему возвратиться на Родину, но его просьбы, к сожалению, услышаны не были.

13 декабря 1947 года Николай Рерих умер, однако наследие мастера живёт в его работах и продолжает освещать путь всему человечеству.

Большое спасибо за экскурсию!    

Ближайшие мероприятия
29 Апреля 2024
Походы выходного дня
29 Апреля 2024
Мы песней славим мудрость и молодость души
29 Апреля 2024
Подготовка к участию в конкурсе по предоставлению грантов Республики Татарстан некоммерческим организациям
29 Апреля 2024
Встреча команды проекта с начальником ООО" Транспортная компания "Авторитет "
29 Апреля 2024
Зимний молодёжный агитационный поход «Марш Памяти-2024»
Все новости