Экскурсия по Музею трудовой славы Казанского вертолётного завода
21 июля 2021 года для веровцев состоялась экскурсия по Музею трудовой славы Казанского вертолётного завода. Сотрудница музея оповестила нас о готовности музея принять нашу группу с необходимостью предоставления списка экскурсантов. Вскоре команда из десяти человек была сформирована. До завода добирался каждый своим ходом, условившись встретиться на остановке «Вертолётный завод». Созвонившись с сотрудницей музея, в назначенное время мы подошли к проходной Казанского вертолётного завода.
Музей представлял собою большой зал, внутри которого находились стенды, витрины, картины, фотографии, модели самолётов и вертолётов, почётные грамоты, предметы обстановки завода разного времени.
Экскурсовод знакомила нас со стендами и экспонатами музея, описывавшими историю создания, развития и современного положения Казанского вертолётного завода, дополняла информацию о них своим рассказом.
А история начиналась с самых Петровских времён! Тогда, по Указу Императора Петра I, было учреждено Казанское адмиралтейство, которое занималось постройкой судов. А место, где строили корабли, стало называться Адмиралтейской слободой.
Позже Казанское адмиралтейство было перенесено в Астрахань, а на его месте в 1930 году появился Казанский завод обозных деталей №169 (в простонародье «Обозка»). «Обозка» производила колёса, телеги, дуги, хомуты для народного хозяйства, тачанки для Красной армии, позже стала выпускать авиационные лыжи и уже в 1939 году превратилась в Казанский авиационный завод №169, который стал изготавливать составные части и детали к самолётам: кабины, нервюры, лонжероны, крылья и др.
В начале Великой Отечественной войны, летом 1941 года, в Казань, на территорию Казанского авиационного завода №169 был эвакуирован Ленинградский завод легкомоторной авиации, и на объединившем в себе два завода предприятии (Казанский завод №387) стали выпускать лёгкие боевые самолеты У-2 (По-2), которые использовались нашей армией главным образом в качестве лёгких ночных бомбардировщиков. Во второй половине зала музея стояла половинчатая модель этого самолёта.
После Великой Отечественной войны, в 1947 году, Казанский завод №387 перешёл на производство комбайнов С-4 («Сталинец-4»). С 1947 по 1951 гг. было произведено более 9000 комбайнов С-4, а около 100 комбайнов было продано за границу.
После 1951 года на базе Казанского вертолётного завода стали изготавливать вертолёты Ми-1, Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-38 как для народного хозяйства, так и на нужды армии. В 1999 году Казанский вертолётный завод выпустил вертолёт «Ансат» (в переводе с татарского языка – «лёгкий», «простой», «несложный»), который является единственным вертолётом, спроектированным и созданным в России в послеперестроечное время силами самого завода! На сегодняшний день вертолёт «Ансат» применяется как пассажирский, транспортный, санитарный, аварийно-спасательный, патрульный, учебно-тренировочный.
В 2007 году Казанский вертолётный завод вошёл в российский вертолётостроительный холдинг «Вертолёты России» и до сих пор продолжает выпускать и продавать вертолёты на внутренний и внешний рынки, получая одобрительные отзывы от своих покупателей и потребителей со всего мира: Европы, Азии, Океании (за исключением Австралии), Америки и Африки.
Мы ходили по музею, фотографировались на фоне различных его экспонатов, а в конце экскурсии сделали групповую фотографию на память.
Слава вертолётам России! Слава Казанскому вертолётному заводу!
Спасибо за организованную и проведённую экскурсию по Музею трудовой славы Казанского вертолётного завода!